Эксклюзив
27 мая 2013
8911

Зачем же так подставлять президента?

22 апреля 2013 года на пленарном заседании Государственной Думы рассматривался в первом чтении законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О Госкорпорации "Росатом". Докладывал закон глава "Росатома" С.В.Кириенко. От фракции КПРФ по данному вопросу выступил первый заместитель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, д.т.н. И.Никитчук

Уважаемые коллеги!

Рассматриваемый законопроект это не просто закрепление за Госкорпорацией "Ростатом" полномочий, которыми она была наделена в переходный период, как пытаются здесь представить авторы. Если бы это было так, то законопроект должен был состоять всего из одного предложения, фиксирующее это закрепление. На самом деле это закон, который существенно расширяет полномочия госкорпорации, вернее руководства госкорпорации и содержит ряд существенных дополнений и изменений. Текст законопроекта очень сырой и вызывает целый ряд вопросов.

Начну с того, что, например, предлагается изменить содержание пункта 6 шестой статьи существующего закона "О Госкорпорации...>>, в соответствии с чем, госкорпорация наделяется правом, обязанностью и функциями государственного заказчика государственных программ в области обороны и безопасности, межгосударственных программ, долгосрочных целевых программ и т.д. Возникает вопрос: у кого будет госкорпорация заказывать государственные программы в области обороны и безопасности? У самой себя, у МО, может быть у Пентагона или еще где-то? И почему это будет делать госкорпорация? Кто же тогда у нас в стране вырабатывает политику и потребности в вопросах обороны и безопасности - президент, Министерство обороны или госкорпорация "Росатом"? Причем в этом пункте свалено все в одну кучу, получился этакой своеобразный винегрет - здесь и программы, и услуги, и учреждение ведомственных знаков, и права, обязанности по заключенным контрактам и пр.

Подчеркиваю, в дополнительной части 13 еще одно новшество - госкорпарация наделяется правом преобразования подведомственных предприятий в ОАО. Другими словами, это зеленый свет светофора на приватизацию объектов и в атомной отрасли. Фракция КПРФ с этим категорически не может согласиться. Это наша принципиальная позиция. Мы все хорошо помним и ощущаем, что получилось в результате чубайсовской приватизации единой энергетической системы страны. А система "Росатома" не менее важна для безопасности страны. Зачем вам нужна такая слава, Сергей Владиленович?
Статья 7 закона дополняется пунктом 29, который дает право Госкорпорации определять виды продукции ядерного топливного цикла, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Не ясно, о какой такой продукции топливного цикла идет речь. О ТВЭлах? Если это так, то нас ждет только одно от такого дополнения - повышение тарифов на электроэнергию, с чем наша фракция также не может согласиться.

Вводится целая новая статья 8(прим). В этой дополнительной статье корпорация наделяется правом принимать решение о реорганизации и ликвидации подведомственных предприятий. Здесь как бы речь идет о предприятиях не стратегического характера, но в системе "Росатома" даже столовая может оказаться объектом стратегическим, в смысле важности для обеспечения нормальной деятельности предприятия. Двадцать лет ведь в стране реформируем и ликвидируем, а итог печален. Может быть, хватит реформировать и ликвидировать, а начинать создавать, строить, заниматься наукой, разработкой новых образцов техники, вооружений и т.д.

В этой же статье корпорация наделяется правом определять порядок принимать решение о направлении части прибыли подведомственных предприятий в доход корпорации. Наверное, надо это делать, но совершенно не ясно, в каком объеме будет производиться это изъятие, что это за дополнительное налогообложение, для каких целей. При таких формулировках открываются все шлюзы для чиновничьего произвола. Мы это поддержать не можем.

В этой же статье есть вообще анекдотическая запись. Цитирую: "корпорация принимает решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных предприятий". О каких таких принципиальных вопросах идет речь, что это за вопросы, о чем это? Такая формулировка позволяет руководству госкорпорации любой вопрос объявить принципиальным, и таким образом полностью блокировать руководство любого подведомственного предприятия.

Не буду больше комментировать, скажу только, что складывается такое впечатление, Сергей Владиленович, что данный законопроект не согласовывался с ведущими предприятими отрасли. Похоже, что, хоть он и внесен президентом, но президент его, скорее всего, не читал и не видел. Сергей Владиленович, стоит ли так подставлять главу государства?

И последнее. Сергей Владиленович, вы сказали, что США нам должны уран-238 и мы можем этот уран истребовать у американцев. Но вы же министр, разве вы не знаете, что закон США запрещает вывоз с их территории любых делящихся материалов? Ничего мы не получим. Это наши огромные потери в связи с договором о передаче США 500 тонн оружейного урана, вместе с которым мы отдали американцам и десятки тысяч тонн природного урана. Зачем вы вводите в заблуждение депутатов?

Фракция КПРФ в первом чтении не будет поддерживать рассматриваемый проект закона.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован