10 сентября 2015
3997

Воспитать потребителя

Финансист из Владивостока выяснял в США секреты успешного домохозяйства

В составе международной делегации в июле – августе 2015 года председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин посетил Соединенные Штаты Америки, где изучал опыт обучения граждан азам финансовой грамотности и защиты потребителей. Ему довелось побывать в крупнейших городах США, встретиться с различными специалистами в финансовой отрасли, посетить вузы и крупные исследовательские центры, работающие в области финансовой грамотности, ознакомиться с работой государственных регулирующих органов на уровне штатов и правительства США.

«Американских детей учат экономить с трех лет»

Безусловно, разумным и правильным было бы учитывать методы других стран при создании российских подходов к данному вопросу, тем более что некоторые моменты заслуживают внимания и могут быть использованы в наших условиях: чужой опыт не бывает лишним, да и учиться лучше на чужих ошибках.

Александр Ивашкин поделился с «В» американской мудростью в денежных вопросах накануне Дня финансиста – государственного праздника, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Воспитание потребителя – государственная задача

– В Америке, впрочем как и во всем мире, остро стоит проблема долгов домохозяйств, а экономическая рецессия 2007 – 2009 гг. заставила американский истеблишмент обратить пристальное внимание на проблемы финансовой грамотности населения.

В настоящее время американская модель финансовой грамотности выстраивается как многоуровневая система подготовки потребителя к пользованию финансовыми услугами, причем методы обучения рассчитаны на несколько жизненных циклов человека (3 – 6, 7 – 17 лет, 17 – 22 года, 23 – 45, 45 – 65, 65 лет и старше).

Центральное место в системе финансового образования граждан США занимают, на мой взгляд, администрации (губернаторы) штатов, отвечающие за финансовую независимость своих территорий, регулируя ее налогами и формируя комфортную бизнес-среду.

В бюджете правительства США не предусмотрено ни одного цента по продвижению финграмоты. Практически все мероприятия идут с участием волонтеров и общественных организаций, а специальные фонды для этих целей формируются за счет добровольных пожертвований юридических и частных лиц. Тем не менее финансовая грамотность в Америке приобрела статус подлинно национального движения. Такая «отпущенная на свободу» модель развития позволяет этой науке быть гибкой, вариативной и очень свободной, тем самым позволяя накапливать уникальный опыт работы с различными группами людей, проживающими в разных географических и социальных условиях.

Не во всех штатах постановка вопроса о финансовой грамотности одинакова. В одних дисциплина преподается факультативно, а в других, где продвинутые губернаторы, предусмотрен бюджет по статье «образование». Курс «финансовая грамотность» внесен в обязательную программу средних школ. Как метко выразился руководитель нью-йоркского совета по экономическому образованию Кристофер Калтабиано: «Есть биология, математика, история, есть много интересных дисциплин для преподавания в школе, но есть реальный мир! Эта дисциплина (имеется в виду финграмота) нужна Америке!»

Национальные стандарты в этой области знаний для средних школ и вузов только формируются, и порой финансовую грамотность преподают в виде учебного курса «Понятная математика» с 3-го по 8-й класс (с 10 до 15 лет). Это 60 полных уроков, куда втиснуты методика расчета кредитов, правила ведения семейного бюджета и пр.

Факт остается фактом: в Америке финграмотность как домашняя наука очень доступна для самостоятельного изучения через Интернет, а самый недорогой гейминг (анг. слово gaming означает игры) с хорошим графическим дизайном научит любого желающего простому бухгалтерскому учету семейного бюджета.

Из множества всего интересного, что пришлось увидеть в Америке, хотел бы рассказать о четырех моментах продвижения финграмоты по-американски.

Парк ролевых игр. С банкоматами

Любой финансист не останется равнодушным после посещения калифорнийского «Финансового парка» в Лос-Анджелесе. Справедливости ради скажу, что таких парков в Америке несколько.

Представьте себе обычный школьный спортивный зал, умножьте его площадь на два. Это как раз размер «Финансового парка», к нему примыкает несколько учебных классов. В парке расположены офисные выгородки примерно 25 ведущих финансовых институтов страны – банки, страховые фирмы, инвестфонды, различные терминалы платежных систем, ипотечные агентства, бюро кредитных историй, пенсионные фонды, представители авиаперевозчиков, продавцы автомобилей и множество других компаний финансового и потребительского сектора страны. Парк оборудован всякого рода техникой: банкоматами, pos-терминалами, эквайринговыми системами. Это реальное оборудование, реальные офисы с настоящими специалистами-волонтерами из той или иной компании. Ежегодная проходимость такого парка – 10 тысяч школьников 12 – 13 лет. Пройдя пятинедельный курс теоретической подготовки, дети два раза в год посещают парк для практических занятий. Добровольцы проводят занятия с детьми как с настоящими потребителями услуг. В психологии это называется ролевая игра, в ходе которой у детей формируются модели разумного финансового поведения и оттачиваются навыки владения финансовыми инструментами.

Начни с малого, но рассчитывай на большее

Широкую популярность с 2007 года получила неделя американской экономии «Америка экономит». Она проходит каждую последнюю неделю февраля и настраивает американцев через все доступные масс-медиа не только сберегать денежные средства, но и сокращать задолженности перед кредиторами.

Такая неделя напоминает финансовым институтам (банкам, пенсионным фондам, инвестфондам, страховым компаниям), государственным структурам (соцзащита, министерство труда и министерство финансов), а также американским работодателям о необходимости создавать простейший жизненный план для потребителей. Например, учить граждан создавать финансовую подушку безопасности, ставить простые цели для сбережений – покупка дома, машины или открытие пенсионного вклада. Департаменты образования в эту неделю акцентируют внимание родителей и педагогов на прекрасной возможности научить детей обычной житейской экономии средств, а также помочь ребенку открыть сберегательный счет в банке. Девиз недели – «Начни с малого. Мысли масштабно». Молодые люди дают обещание сэкономить некую сумму, например, 25 долларов в неделю. Это несложно, но в итоге набирается солидная сумма – более $1 тысячи в год.

Опыт воркшопа – залог успешной карьеры

Организация «Хоуп» (hоре в переводе с англ. – надежда)– это многофилиальная структура, запускающая стартапы по стране, а также работающая с молодежью и группой лиц с низкими доходами. Девиз организации – воспитывать у американцев финансовое достоинство. Это одна из организаций, помогающих американским гражданам начать свое дело. Она распространяет идеи финансовой грамотности среди молодежи, проводя развивающие групповые воркшопы (англ. workshop – мастерская). Волонтерство в этой организации считается престижным на начальном карьерном уровне и высоко ценится в профессиональных финансовых кругах.

Жен военнослужащих учат защищать тылы

В Америке действует образовательный экономический курс, созданный для действующих военнослужащих министерства обороны США. Ведь не секрет, что у военнослужащих несколько меньше возможностей, чем у гражданских лиц, в поиске необходимой информации по разумному ведению домохозяйства. Длительное расставание с семьей, порой чрезмерное напряжение и стрессы, смена обстановки могут сделать финансовое управление собственными деньгами совсем непростым занятием.

Поэтому в Пентагоне сочли нужным, чтобы «...категория военнослужащих людей была финансово грамотно подготовлена с тем, чтобы у них всегда были защищены тылы». А с целью правильного ведения домохозяйства (финансовые вопросы, семейный бюджет, инвестирование и пр.) науке тратить и сберегать обучается ежегодно около 200 жен военнослужащих. Это обстоятельство также способствует облегчению адаптации американских военнослужащих к штатской, гражданской жизни, если в этом возникает необходимость.

Финансовое благополучие – это финансовая грамотность

Исследования научных центров по финансовой грамотности подтвердили эффективность реализации данной программы более чем в половине штатов США. Подтверждением тому является хотя бы такой факт: те люди, кто планировал свою пенсию, в конечном счете оказываются примерно в три раза богаче тех, кто этого не делал.

Почему так? Как мне разъяснила профессор экономики Аннамария Лусарди, академический директор «Глобального центра изучения финансовой грамотности» Университета Джорджа Вашингтона, финансовое благополучие в Америке называют финансовой грамотностью. К настоящему времени задействованные в масштабах страны «мощности» позволяют говорить о накопленном потенциале и заявить в ближайшие год-два о национальном масштабе охвата этой программой всего населения Соединенных Штатов. Ведь понятие «финансовая грамотность» во всем мире является базовым трендом развития экономики.

Автор : Александр КАРАСЕВ

Читать далее:http://vladnews.ru/3802/ekonomika/vospitat-potrebitelya.html
Все новости Владивостока и Дальнего Востока на Vladnews.ru

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован