10 июня 2005
2497

Статья Заместителя директора ФСВТС России Фомина А.В. в `Вестнике` 5-го Санкт-Петербургского Международного экономического форума: Развитие военно-технического сотрудничества со странами СНГ способствует обеспечению национальных интересов России

Сфера военно-технического сотрудничества (ВТС) приобретает все большее значение в системе межгосударственных отношений, связанных с поставками зарубежным странам вооружений и военной техники (ВВТ), военных технологий, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в данной области. Торговля вооружениями и вся система ВТС остается инструментом внешней политики, который призван обозначать присутствие того или иного государства в определенном регионе мира. США и другие страны НАТО рассматривают экспорт оружия в качестве важного средства поддержки своих союзников, укрепления собственных политических и военных позиций в стратегически важных районах мира. В России сфера ВТС является также средством поддержания жизнеспособности оборонно-промышленного комплекса (ОПК), сохранения его производственного и творческого потенциала. В тяжелые для предприятий отрасли 90-е годы прошлого столетия они выживали только благодаря поступлениям от экспорта.
В 2004 году объем российского экспорта ВВТ достиг 5,8 млрд. долларов США, что почти на два миллиарда долларов больше, чем в 2000 году, когда выстроенная Президентом Российской Федерации новая система ВТС начала работать. Поступление валютной выручки в 2004 году - свыше 6 млрд. долларов США. Это тоже самый высокий показатель за последнее десятилетие, что не может не удовлетворять нас. Увеличившиеся поступления валютной выручки от военного экспорта позволяют больше средств направлять на модернизацию находящегося в строю вооружения, проведение НИОКР по созданию новых высокотехнологичных образцов ВВТ.
Неплохие результаты ВТС за истекший период, а главное, его позитивная динамика убедительно говорят о том, что российские разработчики и производители оружия могут на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями военной техники. Существенным остается и экспортный потенциал предприятий российского ОПК. Нужно им только грамотно распоряжаться. С большой долей вероятности можно прогнозировать в среднесрочном плане значительные объемы экспортных продаж продукции военного назначения.
Свою роль с точки зрения стратегических интересов государства на современном этапе ФСВТС России как федеральный орган исполнительной власти, наделенный широкими правами и полномочиями по регулированию, координации и контролю государственной деятельности в области ВТС, видит в обеспечении прежде всего - развития военно-технических связей с государствами-участниками СНГ и, в первую очередь, со странами-участницами Договора о коллективной безопасности.
Сегодня это направление рассматривается как приоритетное, что предопределено его основной целью, заключающейся в формировании устойчивой системы взаимоотношений, способной в обстановке жесткой конкуренции обеспечивать долгосрочные стратегические интересы России в различных регионах стран СНГ. Сегодня ВТС - важнейшее средство по укреплению ОДКБ, да и СНГ в целом.
При этом практическим инструментом для принятия решений ост аются двусторонние межправительственные комиссии по ВТС, которые созданы для реализации соответствующих соглашений с Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Украиной и Узбекистаном. В стадии формирования находится комиссия по ВТС с Азербайджаном.
Для повышения эффективности военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ и другими странами СНГ в ФСВТС России ведется работа по следующим направлениям:

1. Заключение двусторонних соглашений. Прежде всего это соглашения о взаимодействии на рынках третьих стран. В 2000-2004 годах такие соглашения подписаны с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Украиной. Сейчас завершается подготовка к заключению подобных соглашений с Арменией, Таджикистаном. Аналогичный проект направлен в Узбекистан, ведутся переговоры с Азербайджаном.

Важным достижением российской стороны является заключение соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности. Сегодня эти соглашения уже используются в практике двустороннего военно-технического сотрудничества с Арменией, Киргизией, Азербайджаном, Узбекистаном и Украиной. Совсем недавно подобный соглашения подписаны с Казахстаном и Белоруссией. На очереди - проработка вопроса о необходимости подписания межправительственных двухсторонних договоров с Азербайджаном, Туркменией и Грузией о защите государственных секретов при осуществлении военно-технического сотрудничества.

2. Разработка системы мер по проведению дифференцированной и гибкой ценовой политики, что подразумевает возможность применения б олее низких цен для отдельных государств, в том числе и не являющихся членами ОДКБ, естественно, с учетом достигнутого уровня двусторонних отношений, региональной военно-политической ситуации, а также характера и обстоятельств конкретной экспортной операции.

Реализация этих мер должна осуществляться в интересах укрепления СНГ как межгосударственного образования в целом, вместе с тем необходимо обеспечить сохранение привлекательности для его участников членства в ОДКБ.

3. Осуществление поставок в рамках оказания военно-технической помощи. Важность этого направления обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности и военно-политических интересов России на, прежде всего, южных рубежах в условиях, когда государства данного региона не обладают достаточной платежеспособностью. Здесь, как правило, проблема решается с помощью поставок ПВН из наличия Минобороны России, а в случае отсутствия такой возможности - из промышленности.

4. Обучение военнослужащих государств - участников СНГ и

государств - членов ОДКБ на льготной и безвозмездной основе. Для повышения привлекательности бесплатное обучение также должно включать и бесплатное проживание военнослужащих и специалистов государств - участников СНГ в период обучения в военных вузах России.
5. Осуществление совместных разработок, испытаний, производства, модернизации, ремонта и реализации продукции военного назначения. Это наиболее перспективное направление ВТС, удельный вес которого будет повышаться. Оно позволяет не только максимально задействовать научн ый, технологический и производственный потенциалы государств - участников СНГ, но и усилить кооперационные связи предприятий ОПК наших стран.

6. Создание совместных предприятий по разработке, производству, модернизации и ремонту продукции военного назначения, исходя из приоритетности интересов Российской Федерации в военно-политической и экономической областях. В рамках этого направления сотрудничества в 2000 году подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) "Оборонительные системы". Прорабатывается вопрос вступления в МПФГ "Оборонительные системы" предприятий Украины, Казахстана и Киргизии.

В настоящее время проводятся работы по созданию совместных российско-белорусских предприятий:

по разработке и производству вооружения и военной техники ВВС и ПВО на территории Российской Федерации с участием российских предприятий ФГУП "Рособоронэкспорт", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "Концерн радиостроения "Вега";

российско-белорусского центра сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО на территории Республики Беларусь - совместного закрытого акционерного общества "Белроссервис" с участием предприятий МФПГ "Оборонительные системы".

Кроме того, в процессе создания находятся два российско-казахстанских центра: по ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию средств ПВО, а также по реализации проекта совместного производства военных средств связи КВ-УКВ диапазона для нужд Республики Каз ахстан.

Принято решение о подписании межправительственного соглашения о создании совместного российско-украинского центра сервисного обслуживания, модернизации и ремонта средств ПВО с участием предприятий МФПГ "Оборонные системы" на территории Украины.

Современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, ставит задачу по-новому, реалистически и комплексно оценивать систему угроз безопасности Российской Федерации. Именно на основе такой оценки определяются ныне приоритеты военно-технического сотрудничества, соответствующего и международному статусу России, и имеющимся у нее ресурсам.



Публикации ФСВТС России
10.06.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован