23 июня 2005
1846

Роль и место Антитеррористического центра СНГ в международной системе противодействия терроризму

Уважаемые коллеги!

Пять лет назад поиск наиболее эффективных путей организации противодействия угрозам террористического характера привел страны - участники Содружества Независимых Государств к решению о создании постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в области борьбы с международным терроризмом.

Таким органом и стал Антитеррористический центр СНГ, выполняющий функции своего рода межгосударственного межведомственного штаба, координирующего антитеррористическую деятельность органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества.

Практический опыт нашей деятельности на пространстве Содружества позволил определить основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях. Этими направлениями стали:

- участие в разработке нормативной правовой базы координации деятельности национальных компетентных органов;

- обеспечение координации и взаимодействия государств-участников СНГ при проведении совместных мероприятий в сфере борьбы с терроризмом;

- информационно-аналитическая деятельность на основе комплексного непрерывного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ;

- организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.

Участие в формирование нормативной правовой базы антитеррористической деятельности компетентных органов государств Содружества стало одной из приоритетных задач Центра с первых дней его существования.

АТЦ СНГ совместно с Межпарламентской ассамблеей (МПА) прилагает усилия по формированию единого правового пространства, позволяющего эффективно противостоять терроризму. Принятие модельных законов и иных нормативных актов в указанной области, безусловно, способствует сложным процессам формирования национального законодательства в странах Содружества на единой методологической основе.

Рабочей группой Объединенной комиссии МПА по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, в состав которой входит представитель АТЦ, подготовлены и приняты Ассамблеей поправки в модельный закон "О борьбе с терроризмом", разрабатывается проект закона "О противодействии наемничеству", готовятся поправки в модельный Уголовный кодекс и в модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

К числу основополагающих документов, служащих основой для осуществления взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма, относится Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный 4 июня 1999 года.

В его развитие 7 октября 2002 года главами 10 государств Содружества подписан Протокол об утверждении разработанного Центром Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ, ратифицированный 9 государствами Содружества из 10 подписавших (кроме Грузии). Этот документ имеет исключительно важное практическое значение, поскольку в нем определен правовой механизм, позволяющий объединить силы и средства государств, задействованные в целях пресечения террористических актов. С учетом положительного опыта разработки и принятия Положения Центром прорабатывается также вопрос о целесообразности разработки нормативного правового акта, регламентирующего вопросы координации проведения мероприятий по выявлению и предупреждению террористической деятельности.

В настоящее время на подписание Советом глав государств внесена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

В государствах Содружества проходят доработку проекты Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом, единого Списка террористических и экстремистских организаций, деятельность которых возможно будет запрещена на территориях государств СНГ и предложений по гармонизации и унификации законодательств в данной сфере, рассматривавшиеся на последнем заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб.

Формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера осуществляется в рамках межгосударственных программ сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, в формировании которых непосредственно участвуют представители Центра.

В настоящее время проходит процедуру подписания Советом глав государств Содружества проект очередной Программы сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с терроризмом на 2005 - 2007 годы, в которой построение системы совместных согласованных мер борьбы с терроризмом получило свое дальнейшее развитие.

Одной из приоритетных задач АТЦ СНГ в рамках реализации положений указанных нормативных актов является повышение эффективности взаимодействия при проведении совместных мероприятий, направленных, в первую очередь, на предупреждение, выявление и пресечение актов терроризма и иных проявлений экстремизма, розыск и экстрадицию лиц, причастных к террористической деятельности.

В случае принятия решения об их проведении Главами государств Содружества, на базе подразделений Центра будет развернут Оперативный штаб по проведению совместных антитеррористических мероприятий.

Варианты действий компетентных органов государств-участников СНГ в ходе проведения совместных мероприятий отрабатывались нами в ходе организуемых Центром командно-штабных и оперативно-тактических антитеррористических учений - таких, как "Юг-Антитеррор-2001 и 2002", "Азов-Антитеррор-2003" и "Запад-Антитеррор-2004". В августе 2005 года на территории Республики Казахстан запланировано и готовится проведение сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности в рамках командно - штабного учения "Каспий-Антитеррор-2005".

Центром организовано взаимодействие с профильными отраслевыми органами государств-участников СНГ, такими как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, Координационная служба Совета командующих Пограничными войсками и Штаб по координации военного сотрудничества.

Подписаны соответствующие Протоколы и Соглашения, регламентирующие вопросы координации и взаимодействия с ними.

Динамично развиваются контакты с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности и Международным центром борьбы с финансированием терроризма. Представители Центра прорабатывают вопросы повышения эффективности взаимодействия Центра с РАТС ШОС и ОДКБ, готовят предложения о форматах сотрудничества с группой контртеррористических действий "Большой восьмерки" и Антитеррористического отдела ОБСЕ.

В целях оказания технической помощи компетентным органам государств Содружества регулярно Центр информирует их о новациях правового регулирования антитеррористической деятельности. Обобщается и распространяется наработанный государствами СНГ положительный опыт организации борьбы с международным терроризмом, оказывается помощь в подготовке и обучении специалистов антитеррористических подразделений.

Согласно наработанным за время существования Центра алгоритмам непрерывно осуществляется сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития обстановки по линии борьбы с международным терроризмом, готовятся соответствующие аналитические документы, а также методические рекомендации, пособия, обзоры и другие материалы. Издано 6 номеров Информационного бюллетеня АТЦ СНГ по актуальным вопросам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Ежемесячно рассылается аналитическая справка о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций.

В целях накопления, обобщения и систематизации информации в сфере борьбы с терроризмом, а также повышения межгосударственного информационного взаимодействия Центром создана и эксплуатируется межгосударственная автоматизированная информационная система - Специализированный банк данных АТЦ СНГ.

Тематический перечень накапливаемых в нем сведений, определенный Положением об АТЦ СНГ, первоначально включал информацию о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма, а также о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

По мере развития СБД, с учетом расширения и уточнения приоритетных направлений деятельности Центра сформирован ряд тематических информационных массивов. В их числе массивы, содержащие сведения в отношении лиц, объявленных в международный розыск по подозрению в совершении преступлений террористического характера; юридических и физических лиц, финансирующих террористические и экстремистские организации; лиц и организаций, подозреваемых в причастности к совершению актов терроризма с использованием террористов-смертников.

Значительное внимание уделяется организации совместной научно-исследовательской деятельности, для чего при Центре создан Научно-консультативный совет, под эгидой которого в 2003 году был подготовлен "Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма", разосланный в компетентные органы, заинтересованные министерства и ведомства, уставные и рабочие органы Содружества.

Центр участвует в организации и проведении научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с терроризмом. Так, в ноябре 2004 г. нами была проведена международная научно-практическая конференция "Использование современных и перспективных информационных технологий и методик в интересах специализированных подразделений по борьбе с терроризмом".

Заканчивая свое выступление, хочу отметить, что сложившаяся с момента создания Центра практика организации его деятельности позволяет АТЦ СНГ успешно решать задачи, стоящие перед нами с учетом изменения обстановки, формирующейся под воздействием угроз международного терроризма, а сложившийся механизм руководства и координации совместными антитеррористическими мероприятиями на практике доказал свою эффективность и действенность.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

23.06.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован