15 марта 2005
3046

Иван Новицкий: На чем стоим

В середине прошлой недели Мосгордума приняла в первом чтении поправки в законы о землепользовании и застройке в городе и об основах платного землепользования. Об актуальных вопросах пользования землей и недвижимостью в Москве размышляет депутат Мосгордумы, председатель совместной Комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений Иван НОВИЦКИЙ.

Новым законопроектом предусматривается привести законы города в соответствие с Налоговым кодексом РФ и законом "О земельном налоге в городе Москве". Так, предлагается изменить положение об установлении ставок земельного налога, определить основания для досрочного расторжения договора аренды земельных участков, находящихся в собственности Москвы, и начисления пени за нарушения арендаторами сроков внесения арендной платы за землю.

Несмотря на вступление в силу в 2002 г. Земельного кодекса РФ, гарантирующего передачу в собственность земельных участков (что было подтверждено и московским законом "О землепользовании и застройке в городе Москве"), до сих пор земля в частную собственность граждан и юридических лиц органами московской исполнительной власти не передается. Попытки инициировать этот процесс с помощью соответствующих депутатских запросов, к сожалению, должного действия не имели, хотя понятно, что невозможно остановить наметившийся процесс экономического оборота земель.

Федералы уже самостоятельно пытаются продавать относящиеся к федеральной собственности земельные участки на территории Москвы. Юридические и физические лица через суды начинают добиваться признания права собственности на свои земельные участки. Этот процесс необратим, и дело государства - ввести его в цивилизованное русло. Что в свою очередь требует перераспределения усилий и перенастройки приоритетов, чтобы обеспечить таким образом не запрет на приватизацию земли, а предельно урегулированные условия такой приватизации. Имеются в виду градостроительные требования, правила застройки и землепользования - иными словами, правила, которые должны четко" соблюдаться землепользователями и землевладельцами при строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий на приватизированном участке.

Как известно, с 26 апреля 2004 года утратили силу нормы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, допускавшие возможность приватизации организациями арендованных помещений, если в договоре аренды такая возможность предусматривалась. В Москве насчитывается немало организаций, подавших заявку на приватизацию в уполномоченный орган власти до этого срока. По разным причинам распорядительный акт государственного органа до этого срока принят не был и соответствующий регистрационный приватизационный договор не заключен. Отсюда острота вопроса: утрачивается ли право на приватизацию, если заявитель подал все необходимые для приватизации документы в соответствующий орган до указанного срока?

Многие депутаты Мосгордумы активно добиваются того, чтобы добросовестные предприниматели, подавшие заявки ранее 26 апреля 2004 года, все-таки реализовали свое право на приватизацию. Сейчас мы выясняем позицию Комплекса экономической политики и развития, с тем чтобы дать возможность таким предпринимателям добиться как можно меньших издержек на приватизацию и не тратить огромных средств на признание своего права через суд: Сырость приватизационного законодательства порождала немало вопросов. Так, в Мосгордуму поступило немало обращений от юридических лиц - коммерческих организаций, столкнувшихся с однотипной проблемой.

Скажем, в 2002 году организация получила согласование районных (окружных) властей на предоставление земельного участка в долгосрочную аренду под строительство капитальных или некапитальных объектов. После чего организация за свой счет оформляет кадастровую справку, заказывает и согласовывает предпроектное предложение, проходит регламентную комиссию у главного архитектора, получает согласование АПУ округа на размещение объекта, проводит иные работы. Эта огромная работа заканчивается фактически в 2005 году. После чего следует обращение в адрес соответствующей префектуры о вынесении на заседание окружной Земельно-имущественной комиссии вопроса о заключении договора аренды на полностью проработанный и согласованный участок. Однако ответ префектуры гласит, что "в соответствии с законом г. Москвы от 14.12.2003 г. No 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" и распоряжением мэра Москвы от 14.12.1993 г. No 721-РМ предоставление земельных участков в столице производится на условиях конкурса".

Далее заявителю сообщается, что такие конкурсы по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков "будут проведены после включения участков в реестр конкурсных объектов и разработки исполнительно-распорядительной документации..." Таким образом, выходит, что организация, полностью проработавшая и согласовавшая размещение на участке объектов и имевшая ранее подтвержденное московскими властями право на бесконкурсное его предоставление, затратившая огромные средства и массу времени на законное оформление своего права, теряет вообще какие-либо права на этот участок!..

В такой ситуации оказалось значительное количество московских организаций - потенциальных арендаторов. Это вряд ли поспособствует развитию предпринимательства в Москве и созданию в столице благоприятного инвестиционного климата. Вот почему депутаты Мосгордумы попытались найти решение проблемы, имея в виду сохранение права юридических лиц, начавших оформление земельных участков на бесконкурсной основе.

Подготовил Григорий Саркисов
Тверская, 13, 15 марта 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован