22 марта 2005
5282

Интервью Виктора Христенко по российско-армянскому сотрудничеству в оборонно-промышленном комплексе

- Виктор Борисович, как Вы могли бы охарактеризовать цели научно-технического и производственного сотрудничества предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности России и Армении?
- На встрече в Москве 13-15 мая 2004 года президенты Российской Федерации и Республики Армения Владимир Путин и Роберт Кочарян подтвердили, что Россия и Армения являются стратегическими партнерами и союзниками, и намерены и дальше развивать экономическое сотрудничество между двумя государствами.
Особого внимания требует восстановление и поддержка прежних связей и взаимовыгодного партнерства между российскими и армянскими предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
Традиционно оборонные предприятия Армении специализировались на выпуске радиоэлектроизделий и аппаратуры, потребителями которых являлись оборонные предприятия авиационной, космической, боеприпасной, судостроительной промышленности, радиопромышленности и промышленности вооружения России.
В настоящее время российские оборонные предприятия заинтересованы в поставках продукции, необходимой для производства самолетов типа Су, вертолетов типа Ми, зенитных ракетных комплексов, противотанковых управляемых реактивных снарядов, сторожевых кораблей и кораблей на воздушной подушке и других видов вооружения и военной техники.
- Каково нынешнее состояние сотрудничества двух стран в этой области?
- Основным документом, регулирующим взаимоотношения российских и армянских предприятий в военно-экономической области, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 30 марта 1994 года.
С целью закрепления сложившихся производственных связей предприятий оборонных отраслей промышленности Россия и Армения (первая из стран СНГ) подписали в 1999 г. межправительственное Соглашение о сохранении специализации предприятий, участвующих в производстве продукции военного назначения. Соглашением предусматривается сохранение производства определенных видов продукции военного назначения на 23 российских и 18 армянских предприятиях.
Накопленный опыт и новые интеграционные возможности наших стран позволили перейти от сохранения сложившихся производственных и научно-технических кооперационных связей к концепции их развития и интеграции в рамках создания новых межгосударственных интеграционных образований.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 17 июля 2002 г. российской стороне в счет погашения задолженности по государственным кредитам Республики Армения переданы в собственность 100% акций закрытых акционерных обществ "РАО "Марс", "Ереванский НИИАСУ", "Ереванский НИИ математических машин" и "НПП материаловедения".
Потенциал переданных Российской Федерации армянских предприятий может быть полностью задействован в государственных программах, которые существуют или планируются в России, а сами предприятия могут быть интегрированы в производственные цепочки страны.
Межгосударственная интеграция - дело не одного дня. Здесь нужно формирование соответствующих экономических и других условий.
Инновационный путь развития - это один из самых главных. Мне кажется, что научные, производственные и предпринимательские круги наших стран должны сделать особый упор на необходимость инновационного роста, активизации интеллектуального потенциала, на развитие и внедрение высоких технологий. На это необходимо обратить самое пристальное внимание. Мы должны быть конкурентоспособными на международном уровне. А это можно достичь только в том случае, если мы будем развиваться по инновационному пути.
Распоряжениями Мингосимущества России полномочия на исполнение функций органа управления ЗАО "РАО "Марс" переданы ФГУП "В/О "Радиоэкспорт", а вышеуказанных ереванских научно-исследовательских институтов - ФГУП "НИИ автоматической аппаратуры имени В.С. Семенихина".
В начале 2004 г. управляющими компаниями подписаны с Росимуществом России передаточные акты о принятии в управление движимого и недвижимого имущества армянских предприятий.
- Как осуществляется финансирование этих и других совместных проектов?
- Очень важное значение в эффективном использовании научно-производственного потенциала переданных в собственность России армянских предприятий имеют инвестиции. К сожалению, на момент передачи ЗАО "РАО "Марс" не было завершено строительство ряда объектов (насосная станция, котельная, силовая подстанция и др.), в некоторых цехах не завершены пуско-наладочные работы на специальном технологическом оборудовании, не введены в действие системы пожарной и охранной сигнализации. Все это усложнило процесс запуска предприятия, его сертификацию на соответствие международным стандартам качества и не способствует привлечению инвестиций.
На основании разработанного управляющей компанией бизнес-плана общая сумма капитальных вложений на восстановление производства ЗАО РАО "Марс" с учетом необходимых оборотных средств, пуско-наладочных работ, закупки нового технологического оборудования и технологий, восстановления энергетического комплекса, полного восстановления АСУ, САПР и системы информационного обеспечения и др. составляет свыше $21,0 миллионов. В 2004 г. за счет собственных средств ФГУП "В/О "Радиоэкспорт" были выполнены работы по капитальному ремонту производственных и административных зданий, пуско-наладочные работы имеющегося технологического оборудования, прокладка газопровода высокого давления длиной 2,5 км и строительство котельной на общую сумму $700 тысяч.
За год функционирования под управлением российской компании на ЗАО "РАО "Марс" наметились следующие положительные тенденции по отношению к 2003 г.: увеличились отчисления в государственный бюджет Республики Армения на 23,4%; увеличение заработной платы; фактическое увеличение рабочих мест. "Портфель заказов" в 2005 г. составляет свыше $5 миллионов.
На первоочередные работы в 2005 г. необходимы капитальные вложения в объеме $10,4 миллионов их освоение позволит увеличить в 2006 г. "портфель заказов" в 2-3 раза. Аналогичные проблемы существуют и по остальным армянским организациям, переданных в собственность Российской Федерации. К 2006 г. на базе ЗАО "ЕрНИИММ", ЗАО "ЕрНИИАСУ", ЗАО "НИИ материаловедения" планируется создание Российского опорного научно-производственного центра информационных технологий и радиоэлектроники в Закавказье. К 2008 г. необходимо провести реконструкцию опытно-производственной базы этого центра, для чего требуется более $12,0 милллионов, в том числе на 2005 г. - около $3,5 миллионов. В результате сумма планируемых центром работ может составить свыше $23,0 миллионов.
Для решения вопросов привлечения необходимых инвестиций нужна целенаправленная работа всех участников реализации этих проектов. Есть нерешенные вопросы и с армянской стороны.
- Какие еще вопросы, помимо привлечения инвестиций, необходимо решить для повышения эффективности сотрудничества в данной области?
- Главной проблемой обеспечения устойчивого функционирования и развития зарубежных российских предприятий является создание благоприятных экономических условий, снятие таможенных, налоговых и других ограничений, приводящих к тому, что производимая ими продукция является неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке.
Разработка конкретных механизмов налаживания взаимодействия российских управляющих компаний и армянских предприятий, переданных в собственность Российской Федерации, комплекса мер и порядка государственной поддержки, как со стороны России, так и со стороны Армении. в целях обеспечения экономической эффективности реализации программы являются одной из первостепенных задач на повестке дня.
Предпосылки для этого создаются. Так, подготовлено межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Необходимо ускорить завершение внутригосударственных процедур его согласования и подписания.
На 2005 г. и последующие годы определена процедура таможенного оформления при осуществлении двусторонних поставок сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции военного назначения. Взаимные поставки осуществляются по согласованным Российской (Роспром) и Армянской (Министерство торговли и экономического развития) Сторонами перечням продукции в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 30 марта 1994 г. Продукция, поставляемая по перечням, не подлежит квотированию и лицензированию. Стороны освобождают товары, предусмотренные в перечнях, от таможенных пошлин как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Армения. Также осуществляется приемка военными представительствами поставляемой продукции.
Решение вышеперечисленных вопросов позволит в дальнейшем еще больше укрепить политические и экономические связи между Российской Федерацией и Республикой Армения.
Министертсво энергетики РФ

Центр Парламентских Коммуникаций "ПарлКомм", (22.03.2005)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован