18 октября 2010
4902

Безопасный дефицит

Депутаты рекомендовали правительству не переходить на бездефицитный бюджет

Правительство Югры готовится внести в окружную думу проект бюджета на ближайшие три года. Как уже объявила главный финансист Вера Дюдина, предполагается, что он будет бездефицитный. Народные избранники к данной информации отнеслись скептически. По их мнению, смена приоритетов и подходов к формированию расходной части бюджета может привести к стагнации программ развития. Подробности в материале РИЦ.
В пятницу на депутатских слушаниях, которые прошли в Ханты-Мансийске, директор департамента по финансам Вера Дюдина представила основные характеристики проекта окружного бюджета на 2011 и плановый период до 2013 года. Согласно документу, в предстоящие три года расходы бюджета автономного округа будут равны его доходам и составят в 2011 году - 127,8 млрд рублей, в 2012 году - 140,1 млрд рублей, в 2013 году - 144,4 млрд рублей.

"Бездефицитный бюджет говорит о том, что в Югре произведена качественная проработка доходной и расходной статей основного финансового документа, - отметила Вера Дюдина. - Все проектировки взяты нами в соответствии с параметрами, заложенными в основу федерального бюджета. В случае поступления сверхплановых доходов, они будут распределены исходя из приоритетов социально-экономического развития округа. Это жилищное строительство, программы, ориентированные на повышение качества жизни населения, модернизацию здравоохранения и образования".

Несмотря на заметное удовлетворение Веры Дюдиной от проделанной работы над главным документов округа и, видимо, результатом, депутатов все озвученное несколько смутило. Мало того, что сам проект бюджета, который и собрались обсуждать, никто из парламентарией не видел, так и сам подход к формированию основного финансового документа вызвал много вопросов.

Депутат Василий Юрченко сразу после выступления главы департамента финансов отметил, что по его наблюдениям в округе наступает полная стагнация. "Если посмотреть все цифры, вроде динамика есть, рост есть, а если взять реально по деньгам с учетом инфляции, то у нас наступила полная стагнация. Или как мы называем - период застоя. Получается, что все программы, которые направлены на качество жизни - это строительство социального жилья, заработная плата и так далее - фактически у нас все остановилось... У меня опасение - мы сегодня по всем программам не видим реального улучшения качества жизни населения округа на ближайшие годы", - отметил он.

Вера Дюдина попыталась ответить на это замечание, подчеркнув, что по окружным программам предполагается увеличение общего объема расходов на их реализацию в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. "Другой вопрос, что пока вам не представлены проекты программ. Но здесь, я думаю, стоит сказать, что при внесении закона о бюджете на первое чтение в думу в составе материалов мы обязательно отдадим либо отверженные программы, либо их проекты и тогда можно будет конкретно говорить о том, насколько они сегодня отвечают потребностям населения", - сказала она.

Далее в таком же тоне тему продолжил депутат Павел Завальный. Он отметил, что многие годы парламентарии с окружным правительством правительством специально принимали дефицитным бюджет. Эта позиция была, по его словам, экономически обоснованной. "Всегда по доходам принимали самый пессимистичный прогноз, изначально занижали доходы. А по расходам всегда несколько завышали показатели. Бюджет развития выстраивали как раз за счет этого дефицита, потому что понимали, насколько долго может растянуться инвестиционный процесс. И чтобы реализовать какое-то строительство - нужно жить в долг. И поэтому мы такими решениями стимулировали строительные работы. А когда в процессе года появлялся профицит, направляли его на покрытие дефицита. И такая была политика. А сейчас политика изменилась. Нам дают очень оптимистичный прогноз по доходам... Мы просим объяснить, почему изменяется подход? Потому что я считаю, что бюджет все-таки должен быть немного дефицитным", - сказал депутат.

Отвечая на это выступление Вера Дюдина сделала ссылку, что общее решение, которое принято, в том числе и на федеральном уровне.

"Поставлена такая задача. Все-таки дефицитный бюджет - это вынужденная мера, тогда, когда действительно мы видим реальные расходы, которые не может покрыть теми плановыми доходами, которые гарантировано можем получить... Я считаю, что на дефицитный бюджет нужно идти осознанно. Поэтому сейчас мы находимся в стадии рассмотрения и утверждения программ. И пока мы видим, что не снизили общие объем средств, которые можем направить на программы...", - попыталась убедить финансист.

Но Павел Завальный оставался на своем. "Мы согласимся с этим, понятно, что нужно жить по средствам. Но я боюсь, что это может привести к снижению инвестиционной активности, к снижению инвестиционных программ округа", - настаивал он.

Полностью выступление коллеги поддержал депутат Важенин. "Полностью поддерживаю идею, чтоб был дефицит, поскольку это очень инертная система. И я не знаю, как будут выкручиваться главы муниципальные образований, если им в четвертом квартале скажут, что дали еще миллиард и нужно до конца года освоить. Он из штанов выпрыгнет, но не освоит. Поэтому нужно посмотреть именно дефицитный бюджет.
И раз мы заговорили про бюджет развития, давайте обозначим, что не менее 60% профицита направлять сразу на бюджет развития", - предложил Юрий Важенин.

Смутила депутата и информация по программам, за которые так ратует правительство. "Я вот смотрю данные по целевым программам по годам. И вижу, что удельный вес в доходах и расходах падает. А я программы рассматриваю, как бюджет развития. Получается, что мы будем в большей степени проедать бюджет, нежели развиваться. Это меня тоже настораживает", - отметил он.

Вера Дюдина отметила, что замечание Важенина верное. "Но еще раз напомню, что со следующего года на бюджет идет нагрузка в связи с индексацией зарплаты бюджетникам и переход на новую систему оплату труда. Будем работать над оптимизацией, над повышением эффективности, чтобы у нас удельный вес бюджета развитие либо стабилизировался, либо точно не падал", - попыталась она убедить депутата.

Спросили депутаты и про изменение самого к предоставлению налоговых преференций. Так, власти озвучили новые льготы, которые готовы предоставить крупным игрокам, в частности, работающим в ТЭКе. Народных избранников смутило, что опять преференции получают только те, кто добывает сырую нефть.

"Считаю неправомерно и неправильно, что, когда речь идет об инвестиционной деятельности каких-то предприятий, но налоговые льготы касаются только тех, кто добывает сырую нефть. А если инвесторы будут строить новые заводы или установки по переработки? А если это будут новые компрессорные станции? Никакого стимулирования нет. По-прежнему стимулируем только нефтянку и как были, так и остаемся сырьевым придатком", - раскритиковал Важенин новые инициативы.

Отметим, что по многим замечаниям и вопросам депутаты пока не получили ответ. Но по итогам депутатских слушаний будет подготовлен перечень рекомендаций, который будут направлены в правительство автономного округа для дальнейшей работы над проектом бюджета. На рассмотрение в окружную думу главный финансовый документ будет внесен уже в конце октября.

18.10.2010

www.informugra.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован