07 декабря 2004
5778

Белоусов А.: Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства. Материалы конференции `Россия: цивилизация, патриотизм, культура`.

Белоусов А.А.
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства

Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения".

Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли, с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. С Арменией и Азербайджаном подписаны соответствующие протоколы об изъятиях из режима свободной торговли и соглашения о принципах взимания косвенных налогов.

Заключены также соглашения по косвенным налогам с Казахстаном и Киргизией, подписание протоколов с которыми по изъятиям не требуется, поскольку они, как и Россия, входят в Евразийское экономическое сообщество, в рамках которого страны не применяют во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения.

Вопросы, связанные с дальнейшим углублением экономической интеграции, рассматривались на заседаниях межгосударственных и межправительственных органов СНГ

Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы отличалось стабильностью и тенденцией к расширению товарооборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений с Европейским союзом, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота России и 25% иностранных инвестиций. Кроме того, страны-члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.

Фундаментом отношений с этой группой стран явилась последовательная реализация таких базовых документов, как "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве", "Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)". В перспективе значение Евросоюза будет возрастать как вследствие намечаемого присоединения к нему новых государств, так и в связи с устойчивым ростом западноевропейской экономики. Основными торговыми партнерами среди стран Евросоюза были Германия, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия и другие страны.

Значительная работа была проделана в области укрепления экономических связей с государствами Центральной и Восточной Европы. Улучшение ситуации в торгово-экономическом сотрудничестве России со странами ЦВЕ возможно на пути либерализации взаимной торговли, усиления государственной поддержки промышленного экспорта, участия российских предприятий в строительстве новых и реконструкции действующих объектов в данном регионе, в первую очередь тех, которые созданы при нашем участии.

Следует отметить, что в 2000 году была проделана определенная работа по активизации торгово-экономических связей России со странами Балтии. В этом регионе тесно переплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ. Особое внимание уделялось подготовке предложений о торговом сотрудничестве Калининградской области как субъекта Российской Федерации с сопредельными государствами.

В 2001 году в рамках сотрудничества с Евросоюзом запланировано проведение многочисленных мероприятий, среди которых можно было бы отметить подготовку материалов к плановым ежемесячным заседаниям Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с ЕС, проведение очередного заседания Комитета сотрудничества Россия-ЕС и другие.

В течение 2001 года будет продолжена работа по организации переговоров и консультаций с отдельными странами Центральной и Восточной Европы по вопросам возможного влияния их вступления в Евросоюз на торгово-экономические отношения с Россией.

Особое внимание уделялось формированию торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с Соединенными Штатами Америки. В ходе встречи президентов России и США американской стороне были переданы памятная записка о рыночном статусе российской экономики, согласованный с российскими ведомствами проект Протокола о внесении изменений и дополнений в текст Договора между Россией и США о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также подписано совместное заявление о диалоге по стали.

Двусторонние отношения с развивающимися странами строились в направлении обновления и расширения договорной базы торгово-экономического сотрудничества, совершенствования работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, активизации внешнеторговых контактов российских регионов с этими странами, совершенствования деятельности загранаппаратов, создания благоприятных условий для выхода на рынки развивающихся стран российских государственных и коммерческих структур, увеличения объемов и расширения номенклатуры российского экспорта, использования новых форм инвестиционного сотрудничества, взаимоприемлемого решения проблемы задолженности.

В 2000 году с этими странами было подписано 12 соглашений в различных областях торгово-экономического сотрудничества. Проведены консультации и несколько раундов переговоров с Монголией, Лаосом, Ираном, Сирией, Бангладеш, Ливией по вопросу урегулирования и погашения взаимных долговых обязательств.

В сотрудничестве России с развивающимися странами ключевым является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), представляющий важнейшую альтернативу торгово-экономическому сотрудничеству со странами Западной Европы и США. В странах АТР имеется стабильный спрос на российский прокат, химическую продукцию, энергоносители, а также потенциальные возможности для увеличения поставок из России в эти страны машин, оборудования, технологий и специальной техники. Ведущими торговыми партнерами России в этом регионе являются Китай и Индия.

Наиболее перспективным в Латинской Америке представляется сотрудничество с Аргентиной, Бразилией и Кубой, прежде всего в таких областях, как использование для телекоммуникаций российских спутников (Аргентина); дистанционное зондирование земли (Бразилия); строительство ГЭС, ТЭЦ и ЛЭП (Аргентина, Колумбия); дноуглубительные работы и противоградовая защита (Аргентина); строительство объектов газовой промышленности (Бразилия); завершение строительства ряда начатых объектов, реконструкция предприятия по производству никеля "Лас Камариокас", завершение строительства и эксплуатации АЭС "Хурагуа", новые направления сотрудничества, такие, как строительство отелей, создание в России СП по производству фармацевтической продукции (Куба).

Одним из важных направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в области техсодействия, которое способствует расширению экспорта российской машинно-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг.

Развитие внешней торговли в 2001 году будет происходить на фоне продолжения экономического подъема в стране, что, с одной стороны, создаст благоприятные условия для расширения импорта, прежде всего инвестиционного оборудования, а с другой стороны, приведет к увеличению внутреннего потребления ранее экспортировавшейся продукции и определенному сокращению объема экспорта

Необходимым условием для реализации потенциальных возможностей в сфере внешней торговли является принятие действенных мер по расширению и повышению эффективности участия России в международном разделении труда.

В этом плане к важнейшим задачам следует отнести:

* Совершенствование законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности России с учетом действующих международных правовых норм;

* Обеспечение безусловного признания рыночного статуса российской экономики;

* Продолжение формирования единого экономического пространства России с Белоруссией в рамках Союзного государства;

* Создание условий для углубления экономической интеграции с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;

* Улучшение торгово-политических, организационных и других условий доступа российских товаров на зарубежные рынки;

* Завершение согласования основных условий присоединения России к Всемирной торговой организации;

* Наращивание экспорта продукции высокой степени обработки;

* Усиление позиций России на мировом рынке услуг, в первую очередь за счет расширения экспорта высокотехнологичных услуг (в области освоения космоса, спутниковой связи и др.);

* Повышение эффективности участия страны в организациях многостороннего экономического сотрудничества;

* Обеспечение экономической и внешнеторговой безопасности страны;

* Развитие и совершенствование институциональной инфраструктуры внешнеторговой деятельности.

07.12.2004
www.humanities.edu.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован